07.08.2019

Что мы знаем о торопецкой игрушке

...Игрушка стара, как мир, но не имеет родины. С незапамятных времен у всех народов планеты первой игрушкой ребенка была погремушка или трещётка. Египетские систры, греческие кротала и трещётки, погремушки, найденные при раскопках Помпеи, служили для одной цели – занимать ребенка. Выделялась и специальная игрушка, несущая идеологическое содержание. До нас дошли культовые тотемные игрушки наших предков: бык – священное жертвенное животное славян, связываемое с образом бога Велеса, конь, козел, птица – символы неба и плодородия. Постепенно игрушка из культовой превратилась в предмет детской забавы. У примитивной крестьянской игрушки есть большое преимущество в смысле педагогического воздействия на ребенка по сравнению с игрушкой конструктивной. Последняя служит для развития отдельных способностей, а первая, будучи синтетической, воспитывает ребенка в духе представлений взрослого.
Предназначение для забавы не лишает игрушку дидактического значения, хотя и непреднамеренно.
Народная игрушка дает простор творческому полету, пробуждает и рождает творчество в процессе беззаботной игры. Наиболее интересны керамические игрушки наших предков, имеющие древнейшие корни и глубокий исторический путь развития. Глиняная игрушка сочетает в себе элементы искусства пластики и живописи. Она тесно связана с крестьянской орнаментикой. В ней нет никакой фантастики, надуманности. Только быт и реальность несет в себе народная игрушка, которая именно благодаря бесхитростности и яркости образов живет не одно тысячелетие.
Глубокие корни имеет гончарный промысел на торопецкой земле. Но долгое время он оставался неизученным. Гончарное искусство Торопца для многих является неожиданным открытием.
Изучением народного творчества в области занимаются Тверской дом народного творчества, фольклорно-этнографические центры в городах нашей области и социально-культурные объединения. Но только сообща при непосредственном участии и понимании важности этого дела со стороны всего населения края мы сможем сохранить древние традиции для будущих поколений. Значение этой работы подчеркивается и тем обстоятельством, что в Торопце до 1971 года жил знаменитый мастер-гончар В. М. Вегнер, который много лет занимался гончарным делом и вместе с тем лепил игрушки. Некоторые из них попали в крупные музеи и в частные коллекции.
В Торопецком уезде гончарным промыслом занимались во многих селениях. Своими гончарами славились деревни Мещенка, Бенцы, Острецово, Качедотово, Рогово, Коробаново-Рамены и другие. Многих селений, к сожалению, уже нет. Но остались изделия гончаров, которые необходимо сохранить.
Известно, что гончарным ремеслом занимались в Торопце семьи Вольских, Вегнеров, Садовиковых, изделия которых реализовывались не только в Торопце, но и в соседних районах и областях. Все гончары лепили и глиняную игрушку. Особенно хороши были игрушки В. М. Вегнера. Они отличались тонкостью обработки деталей, четкостью силуэта, соразмерностью всех частей игрушки. Из громадного многообразия форм: птички-свистульки, детская посуда, коты-копилки, коровки, кони, тройки в нашем распоряжении остался очень небольшой набор игрушек. Сегодня любой сохранившийся глиняный осколок игрушки, ее описание представляют для нас огромный интерес. Только сообща мы можем надеяться на сохранение и возрождение народной традиции, а с ней и сохранение русского Духа.
С. В. МОРЯКОВ,
фольклорист-этнограф.
По материалам выставки в Торопецкой центральной библиотеке.
На снимке: торопецкие глиняные изделия (из экспозиции Торопецкого краеведческого музея).
Фото Виталия Тузова.

Поделиться:

Для того чтобы добавить комментарий, пожалуйста, авторизуйтесь

Возврат к списку