27.04.2020

Колокольный звон над Торопцем

С давних пор звон колокола считался священным и почитался верующими людьми. Звуки колокольного звона воспринимались нашими предками как торжество жизни.
Первое появление колоколов относится к глубокой древности. Самые ранние из найденных колоколов имели небольшие размеры и были изготовлены в Китае. В церкви колокола стали использоваться с конца V в., первоначально в Западной Европе, а к IX в. добрались и до Византии. В русских летописях колокола впервые упоминаются под 988 г. В то время их привозили на Русь из-за границы, но уже в XII в. русские мастера имели свои литейные мастерские в Киеве. После нашествия татаро-монголов колокольное дело угасло, и возобновилось оно только к XV в. Центром литья стала Москва. Тогда мастера отливали совсем небольшие колокола, которые по весу не превышали нескольких пудов. Но колокольное дело быстро развивалось, колокола отливались не только для Москвы, но и для других городов. Мастерство изготовления колоколов развивалось и крепло, постепенно обогнав в этом Западную Европу. В XVII в. русские мастера отливали огромные по размерам колокола весом в несколько сотен и даже тысяч пудов.
При первых русских церквях колокола размещались на звонницах или небольших деревянных колоколенках. Высокие колокольни, а также те, которые находятся в тесной связи с храмом и входят в его общий план, получили распространение в России только к XVIII столетию.
Рядом с Покровским храмом г. Торопца ранее стояла каменная колокольня, построенная в 1766 году. Во втором ярусе колокольни висело 10 колоколов. Среди них находился и второй по величине колокол города весом в 310 пудов. Возможно, именно об этом колоколе рассказывал в своих заметках торопчанин М. Долгоруков. Летом 1900 г. какой-то купец, «видно, много нагрешивший», купил для колокольни Покрово-Никольской церкви колокол «пудов в 250-300 весом». Колокол был покрыт ажурной вязью, медальонами, с изображением святых и «весь сияющий производил на многих чарующее впечатление». Смотреть его сбежался буквально весь город. Доставили колокол в город на барже и, перегрузив на специально подготовленные дроги, повезли к храму. Везли колокол люди. Дроги шли по булыжной мостовой, их сильно мотало, и для того, чтобы направлять ход, в оглобли становились прославленные торопецкие силачи — купец Гладильщиков, мясник Поджаров, кузнец Сима Жук и многие другие.
Колокола, проделав большой исторический путь, стали неотъемлемой частью жизни русского народа. Без них был немыслим ни один православный храм, все события в жизни государства и церкви освящались звоном колоколов. Колокола размеряли время, извещали о пожаре и о приближении неприятеля, сообщали о важных государственных или местных событиях. Колокола звонили при встрече высокого гостя или начальства.
Летом 1824 года Торопец посетил император Александр I. Когда он в коляске подъехал к Никольской заставе, на колокольне Покровской церкви зазвонили колокола. Этот звон подхватили колокольни других торопецких церквей. Император въехал в Торопец под перезвон колоколов, очень звонкий и красивый, особенно если учесть, что в городе на тот момент было 19 храмов. На следующий день Александр Павлович посетил Троице-Небин монастырь и Корсунско-Богородицкий собор, а после отбыл из города, сопровождаемый повсеместным колокольным звоном.
На протяжении многих веков колокола сопровождали своим звоном жизнь народа. Многие колокола отливались не просто так, а по обету, в память о каком-либо событии или в поминовение усопших. Очень часто появление колокола в приходе было актом благотворительности, подарком от прихожан.
Напротив Корсунско-Богородицкого собора г. Торопца, через дорогу, возвышалась 4-ярусная кирпичная колокольня, построенная в 1789 году. В третьем ярусе находились часы и висели семь колоколов, среди них – самый большой колокол города Торопца весом в 400 пудов. Надпись на нем гласила: «В честь Пресвятой Богородицы перелит сей колокол в 1841 году, 5 декабря, тщанием сего собора протоиерея Иоанна Холмского с братиею и церковным старостою Феодором Абакановым и усердием доброхотных дателей г. Торопца». Среди «доброхотных дателей» - купец Яков Солоднев, купеческая вдова Евфросиния Красильникова, купеческая вдова Ирина Побойнина, купеческая вдова Анна Сачнева, купец Петр Вязьмитинов, купец Алексей Туфанов и др. На колоколе были вылиты изображения Корсунской иконы Божией Матери, великомученика Георгия и святого Александра Невского, а также указано имя мастера: «лил сей колокол Осташевский купец Михаил Иванов и сын его Василий Свинкины».
После прихода к власти большевиков в 1917 г. церковные колокола, как и сами церкви, постигла печальная участь. В 1930-е гг. в Торопце была уничтожена треть храмов и разрушены все отдельно стоящие колокольни. До наших дней сохранились только колокольни, построенные над церквями. Восстановлена колокольня церкви Преображения Господня, в 2008 г. на ней были освящены новые колокола. Ждет восстановления колокольня Корсунско-Богородицкого собора, главного храма нашего города, чьи колокола в начале ХХ в. задавали тон всему колокольному звону в нашем городе. Особенно ярко это проявлялось во время пасхального богослужения.
Ровно в 12 часов в пасхальную ночь раздавался удар в большой колокол на колокольне Корсунско-Богородицкого собора, вслед за ним во всех церквях начинался звон к пасхальной утрене, весь город наполнялся им. Гулкий звон большого колокола переходил в трезвон во все колокола, крестные ходы возвращались в церкви, и начиналась служба, после которой прихожане христосовались со священником и друг с другом и расходились по домам разговляться.
Просыпались в Пасху обычно поздно, разбуженные беспорядочным трезвоном в церквях. Это любители колокольного звона или просто дети забирались на колокольни и, кто как умел, звонили в колокола. Всю пасхальную неделю все колокольни города были открыты для всех желающих.
И сейчас во многих храмах в пасхальную неделю всем желающим разрешается подняться на колокольню и попробовать себя в роли звонаря. Многие стремятся позвонить в колокол, так как издавна считается, что звон пасхальных колоколов очищает душу и дарит здоровье.
Н. В. ГРИГОРЬЕВА,
экскурсовод Торопецкого краеведческого музея.

Поделиться:

Для того чтобы добавить комментарий, пожалуйста, авторизуйтесь

Возврат к списку