19.11.2019

Лента времени: Скворцово – станция, населенный пункт, школа

На прошедшем недавно районном эколого-краеведческом фестивале «Земля моих предков» в номинации «Лента времени» вниманию собравшихся в большом зале Торопецкого районного Дома культуры зрителей было представлено выступление учащихся Скворцовской средней школы, в котором они рассказали об истории родного села, железнодорожной станции, родной школы…
Собирали материал и редкие фотографии из всевозможных источников учащиеся Анастасия Никитина и Валерия Майорова под руководством заместителя директора по воспитательной работе Ларисы Витальевны Русаковой.

Среди лесов и полей расположилась деревня Скворцово. Образовалась она в связи со строительством железнодорожной станции в 20 км от города Торопца.
Год 1901-й. В России тогда военное ведомство курировало строительство железных дорог. Впервые о Бологое-Полоцкой железной дороге заговорили в феврале на совещании российского и французского генеральных штабов. У России не было средств для дорогостоящего строительства. Французы заявили о готовности оказать финансовую помощь в строительстве дорог Центр – Запад, опасаясь грозного соседа в лице Германии.
Французами России были предоставлены займы на сумму 200 млн. руб. с целью немедленного проектирования и строительства стратегических железных дорог. Решающее слово для строительства более короткого и приемлемого для военных варианта принадлежало известному генералу А. Н. Куропаткину и его подчиненному М. К. Марченкову.
Год1902-й. В кратчайшие сроки были проведены изыскания и начато строительство. Инженер путей сообщения А. Н. Рыжов был назначен руководителем всех работ. Участок строительных работ от Торопца до Великих Лук возглавил инженер А. П. Гетье. Строительство станции в 20 км от Торопца возглавил дорожный мастер Скворцов. В честь него и назван наш посёлок.
Годы 1903-1907-й. Появилась станция IV класса (линейная) - из дерева, отделана деревянным декором, украшена шпилем с флюгером, высокими окнами и маленькой мансардой в стиле модерн. У станции был разбит сквер. В здании вокзала имелись следующие отдельные помещения: крытые козырьком сени для входа со стороны вокзала и со стороны площади, почта, ламповая, в которой заправляли керосином фонари, контора начальника станции, телеграф, касса, багажное отделение, помещение дежурного сторожа. Помимо станции была построена необходимая инфраструктура. Станция представляла целостный архитектурный ансамбль. Железная дорога была оборудована по последнему слову техники. На линии действовала электрожезловая система с семафорами, работали телефоны межстанционной и линейной связи.
В1907 году открыто сквозное движение по Бологое-Полоцкой железной дороге.
Год 1919-й. Вместе с железной дорогой в малоосвоенные глухомани Тверской и Псковской губерний пришли рабочие места с неплохой по тем временам зарплатой. Станция Скворцово дала толчок для строительства деревни. Благодаря строительству железной дороги значительно поднялся и уровень жизни местного населения. В Скворцове 1 октября 1919 году была открыта школа. С просьбой об открытии школы обратились рабочие и служащие станции, поэтому школа была открыта как Скворцовская железнодорожная школа 1-й ступени и размещалась она в здании вокзала. Но долго в помещении вокзала школа находиться не могла, необходимо было отдельное здание, подальше от железной дороги. Однако средств на строительство не было. В первые годы Советской власти в стране были разруха и голод. На окраине Скворцова заняли пустующий дом бывшего лесозаготовителя. В 1923 году школа 1 ступени сделала первый выпуск. Также в Скворцове в это время открылась больница. Зданием для неё стал перевезённый из деревни Кленец двухэтажный дом помещицы Киселёвой.
В 1934 году встал вопрос об открытии Скворцовской семилетней школы, но в деревне не было ни одного большого здания. Временно семилетнюю школу разместили в здании Селищенской начальной школы в 5 километрах от Скворцова. А в Скворцове начали строить новое двухэтажное здание школы. К январю 1937 года школа была построена, и на зимних каникулах ученики переехали в новое здание Скворцовской семилетней школы. В этом же учебном году школа была реорганизована в среднюю и директором был назначен Зеленков Карп Сидорович. Первый выпуск Скворцовская средняя школа сделала в 1941 году.
1941-й год. Станция Скворцово стала стратегическим объектом и оказалась в зоне ведения масштабных военных действий. Линия подвергалась мощным бомбардировкам, испытала на себе все тяготы, связанные с проведением Ржевской битвы и Великолукской операции. Ветераны-паровозники рассказывали, как их бомбили каждую поездку, да еще и по нескольку раз. Была единственная возможность спасти поезд или хотя бы часть его и остаться живым самому – быстро затормозить и встать. Тогда в случае попадания бомбы в состав или разрушения пути перед паровозом могла уцелеть часть поезда. Со стоявшего состава более прицельно вели огонь по самолетам зенитки. Зенитки также стояли на самых высоких точках по обеим сторонам от вокзала.
Тем не менее, в один из таких налетов на станции был разбомблен санитарный поезд. Выжившие раненые были размещены в больнице, а всех погибших захоронили за больницей.
В августе1941-го была оккупирована и деревня Скворцово. Фашисты в здании больницы оборудовали штаб, а на вокзале разместился немецкий гарнизон. Несмотря на крупные боевые действия, значительная часть железнодорожных сооружений уцелела, т. к. в преддверии зимы немцы старались сберечь любые подходящие для жилья здания. Чудом уцелел и деревянный вокзал. Новая школа со всем оборудованием была сожжена. Многие учителя ушли на фронт, в их числе и директор школы. В период оккупации школа не работала. После освобождения Скворцова школа разместилась в бывших квартирах учителей, в деревнях Бор, Сутоки, Скворцово. Учебный год был продлён до 1 августа 1942 года. В годы войны и первые послевоенные годы школа была семилетней.
К началу 1952-53 учебного года построено новое деревянное двухэтажное здание школы. Долгие годы Некрасова Нина Петровна была бессменным директором. Школа большую часть своего существования значилась в числе передовых школ района, а по итогам 1964-65 учебного года награждена переходящим знаменем райкома партии.
В 1977 году было построено новое типовое кирпичное здание Скворцовской средней школы, в котором мы учимся сейчас. 1 октября 2019 года школа отметила свой 100-летний юбилей.
Что же стало с линейной станцией 4 класса Скворцово? В отличие от аналогичных станций Бологое-Полоцкой железной дороги здесь до нашего времени уцелели лишь отдельные станционные сооружения – вокзал, платформа, водонапорная башня и казарма. Однако общее очарование и дух старинной станции в Скворцове можно ощутить еще и теперь.
Сейчас станции как таковой нет, это лишь остановочный пункт на Октябрьской железной дороге. Постройки погибают с ужасающей быстротой, и наиболее угрожаемым объектом является вокзал, в настоящее время брошенный и не используемый. Неоднократно делались попытки поставить это сооружение на государственную охрану, донести до руководства железной дороги его ценность.
Кроме того, существуют два моста на переездах за границей станции и ряд поздних или перестроенных построек и будок в непосредственной близости от Скворцова. Но именно в поселке комплекс – это руина когда-то очень сохранного и живописного комплекса. Великолепная гидроколонка, будки, запасные пути, – все это в прошлом. Нет и сильно переделанной после войны и лишившейся своего декора полуказармы. В настоящее время даже следов всего этого хозяйства не рассмотреть за густо разросшейся заленью.
Но вокзал долго существовал в сравнительно целом виде, служа романтическим фоном для фотографий с ретропоездами.
Есть фото, где мимо вокзала станции Скворцово проходит паровоз Л-4524, в том числе снимавшийся в фильме 1997 года Алексея Вульфова «Бологое-Полоцкая».
Было очевидно, что меры хотя бы по минимальной консервации этого сооружения необходимы, если вокзал вообще имел надежду дожить до лучших времен. Внутри все разорено и разграблено. Само здание вокзала типовое. Но, наряду с указанными двумя эталонными станциями, лишь здесь сохранилось вокзальное здание в таком состоянии, которое можно оценивать как удовлетворительное. Не хватает только башенки. Остальные декоративные конструкции вокзала дошли до наших дней сравнительно неплохо.
Сохранность вокзала в Скворцове в части дверей намного превосходит даже вокзалы станций Куженкина и Баталина - они действующие, а поэтому не избежавшие замены старой столярки на глухие металлические двери. Видимо, это единственный вообще вокзал на этой дороге с сохранившимися подлинными дверями начала XX века. Поэтому пусть лучше они будут закрыты щитами, чем их не будет вовсе.
Перед вокзалом - хорошо сохранившаяся песчаная платформа, но никаких малых архитектурных форм здесь уже нет.
Второй по значению объект бывшей станции - водонапорная башня. Типовая для этой линии, она является доминантой комплекса: при взгляде с севера она воспринимается как вполне целая, иное впечатление производит эта же башня – с юга.
С этой стороны тело башни буквально продырявлено многочисленными следами пуль и снарядов. Скворцово – последняя станция, которую удалось занять на Бологое-Полоцкой нашим наступающим войскам (360 стрелковая дивизия) в ходе Торопецко-Холмской операции в январе 1942 года (около 20-21 января). Следующая станция – Назимово – осталась прифронтовым объектом вплоть до ноября-декабря 1942 года, когда был взят оставшийся последний отрезок дороги до узловой станции Великие Луки. Наступление и немцев, и наших в этом глухом краю шло вдоль железной дороги, и можно только удивляться, что после войны на ней сохранилось так много. Башня свидетельствует, скорее всего, не только о бомбежках, но и о бое за станцию – она была взята в ходе охватывающего маневра лыжных батальонов 4 Ударной армии. Взятие Скворцова позволило практически окружить Торопец, из которого фашисты поспешно бежали. Этот маневр привел к тому, что и основные постройки станции Скворцово, находящиеся в низине, пострадали сравнительно мало.
Действовавшая до 1980-х годов башня сейчас брошена и разорена. Лестница срезана.
Уцелела – причем с образцовой сохранностью – еще одна постройка. Это "полная" линейная казарма, очень хорошей сохранности, с еще просматривающимся старым станционным номером "8" на фронтоне. Казарма до сих пор жилая, с полностью сохранившимся резным декором, хотя только половина ее квартир обитаема.
За границами станции сохранились еще несколько железнодорожных сооружений. Примером их служит мост на 257 км (Скворцово – на 258), через речку Добшу. От первоначального моста уцелели только береговые устои.
Заметно, что ради положения типового мостового пролета пришлось несколько поднять бетонной "подушкой" уровень опоры. Как везде на этой дороге хорошо видно, что мост построен под два пути.
Скворцово – самая болезненная в настоящее время точка на тверском участке Бологое-Полоцкой. Расположенная в глухом месте на границе областей, она рискует повторить судьбу уничтоженной в сентябре 2016 года станции Горовастица (Осташковский район) с абсолютно идентичным и имевшим такую же, как в Скворцове, сохранность вокзала.
…В 2017 году архитектурный ансамбль станции Скворцово, наконец, был внесён в список культурного наследия. В здании вокзала заменена кровля, оно покрашено и приведено в порядок.
В заключение отметим, что наш вокзал вошёл и в историю кинематографа: и вокзал, другие здания комплекса мы можем увидеть не только в вышеназванном фильме Алексея Вульфова «Бологое-Полоцкая», но и в художественном фильме «Конвой».
На снимке: станция Скворцово.

Поделиться:

Для того чтобы добавить комментарий, пожалуйста, авторизуйтесь

Возврат к списку