09.09.2020

Потомки торопецкой княгини Феодосии

Жизнь любого человека интересна и поучительна, но жизнь монархов интереснее и поучительнее вдвойне. Богатство и власть давали им возможность проявлять свои достоинства и пороки, иногда просто по их желанию или капризу начинались войны, процветали или впадали в нищету народы… Неоднозначна и оценка их поступков и деяний, где зачастую подвиг во имя Отчизны сплетается с интересом князька-феодала. Посмертная слава (равно как и хула) редко полностью соответствует реальным делам политического деятеля даже в наше время. Тем более это характерно для отдаленных эпох и личностей, о жизни которых сохранилось относительно мало известий…
Первым звания «великий» был удостоен киевский князь Святослав, сын Игоря и Ольги. После разорения Киева Андреем Боголюбским великими стали именоваться владимирские князья, первым из которых был Всеволод Юрьевич Большое Гнездо, сын Юрия Долгорукого. С 12 века этим титулом стал именоваться и первый торопецкий князь Мстислав Мстиславович Удалой (из смоленских Ростиславичей), дочь которого Ростислава (по крещению Феодосия) была выдана замуж за сына Всеволода Юрьевича – Ярослава. В этом браке торопецкой княгиней Феодосией были рождены: Александр (Невский), Ярослав, Константин, Андрей, Михаил и Василий.
В начале 13 века Тверь впервые упоминается как центр Верхнего Поволжья. Ярослава Ярославича летописи называют первым тверским князем. Однако известно, что как самостоятельная административная единица Тверское княжество оформилось в 1247 г. и досталось Ярославу уже настоящим городом-крепостью, и было лишь его любимой резиденцией, так как он жил то в Новгороде, то во Владимире. Поэтому есть предположение, что первым тверским князем был Александр Невский.
Дошедшие до нас сведения о раннем периоде жизни Александра от рождения 30 мая 1220 года до первокняжения в Новгороде в 1228 г. довольно скудны. Мы знаем, что отцом Александра был Ярослав Всеволодович, княживший в Новгороде и Владимире, а матерью – торопецкая княгиня Феодосия, о которой известно весьма немного. Родство по материнской линии очень чтилось в древней Руси. Очевидно, по этой же причине первый свадебный пир Александра с Параскевой (Александрой), дочерью полоцкого князя Брячислава, состоялся именно в Торопце в 1239 году, а в Новгороде, где Александр княжил в то время, только второй. Историк С. Ф. Платонов писал: «В трудную и мрачную годину бед Александр являлся на севере Руси единственным представителем воинской доблести и удачи, и политической мудрости, и самоотвержения. Отсюда его слава». Государственная и полководческая деятельность Александра Невского протекала в период, когда русскому народу угрожала смертельная опасность извне. Победы русских над шведами, немцами и литовцами прославили Александра Невского далеко за пределами Руси. Они определили передовой характер русского военного искусства того периода. Сам святой воин поведал, что одержать победу над шведами ему помогла вера. Он напутствовал свое войско словами: «Не в силе Бог, а в его правде!»
За знаменитые подвиги во имя веры и русской земли православная церковь причислила Александра к лику святых. Мощи его, открытые в 1380 г. по повелению императора Петра Великого, были перенесены в 1724 г. из Владимира в Санкт-Петербург в Александро-Невскую лавру, построенную на месте Невской битвы, и находятся в Троицкой церкви в серебряной раке, пожертвованной императрицею Елизаветой Петровной. В этот же период Петром I было задумано учредить новый орден имени Александра Невского для награждения исключительно за военные заслуги, но ему не удалось осуществить эту идею. Это сделала его жена императрица Екатерина I, в 1725 г. был учрежден орден святого Александра Невского. Для ношения ордена был внедрен специальный мундир, который награжденный обязан был надевать. 29 июля 1942 года, в период борьбы с немецким фашизмом, Президиум Верховного Совета СССР учредил советский орден Александра Невского (единственный советский орден, названный именем деятеля эпохи русского средневековья).
Александр Невский был человеком своей эпохи, действовал в соответствии с мировосприятием того времени и личным опытом. Выбирал тот путь, который казался ему более выгодным для укрепления его земли и для него лично. Когда назревал решительный бой, он давал решительный бой; когда наиболее перспективным и значимым казалось соглашение с одним из врагов Руси, он шел на соглашение.
Княжение внука Феодосии Святослава Ярославовича ознаменовано татарским погромом Тверской волости, вызванным междоусобием Андрея Александровича с Дмитрием Александровичем.
После смерти Святослава вступил на престол тверской князь-мученик Михаил Ярославович, внук торопецкой Феодосии. Михаил Ярославич родился в 1271 г. Родителями Михаила Тверского были брат Александра Невского Ярослав и красавица Ксения, с которой писана икона. Когда в 1285 г. летописи впервые упомянули Михаила в качестве тверского князя, Михаилу шел четырнадцатый год. Первая же запись, в которой он фигурирует, является одновременно исключительно важным сообщением: «Того же лета заложена бысть на Тфери церковь камена благовернымъ князем Михаилом Ярославичемъ и материю его княгинею Оксиньею, и преподобнымъ Семеономъ…»
Летописцы не передают нам подробностей воспитания Михаила. Но можно составить некоторое понятие о его воспитании из немногих заметок, бегло высказанных современниками. Достаточно сказать, что его воспитателями были: во-первых, благочестивая матушка Ксения, которая дала ему имя Михаил, что с греческого означает «равный богам» – имя, которое так любил и почитал его отец, и научила его «святым книгам и всякой премудрости»; а во-вторых, его благоверная жена Анна Кашинская, которая была канонизирована еще при жизни за подвиг любви и верности. И не случайно в изображении герба города Кашина присутствуют капли святого источника, как символ чистых невинных слез истинно русской женщины, жизнь которой прошла в мучительных страданиях.
Именно с Михаила Ярославича начинается трудная и героическая борьба с полновластием татарских ханов, традиционной политикой которых было обуздывать одного русского князя при помощи другого, питать их раздоры, приводить их силы в равновесие, не позволяя никому из них укрепиться. Это основная линия ханской политики отнюдь не исключала, а скорее дополнялась бесконечными интригами при дворе хана, подкупами, вымогательствами. Получение ярлыка на великое княжение всегда сопровождалось огромными поборами и требовало от князей огромных средств. В частности, чтобы обеспечить свою власть над русскими землями, ханы нуждались в относительно сильном князе; но, обладая ярлыком на великое княжение, такой князь мог слишком усилиться, и возникала опасность, что он выйдет из повиновения, и этому великому князю старались сразу же кого-либо противопоставить.
Такими противниками на Руси в конце 13 века стали Михаил Тверской и Юрий Московский, который и был тем самым орудием ханской политики, направленной на ослабление великого князя Михаила. Михаил Тверской как старший в роду Рюриковичей и в соответствии с русской традицией имел преимущественное право перед Московским князем на великокняжеский стол. Однако сыну Данилы Александровича Юрию в 1317 году удалось добиться руки ханской сестры и в придачу права на Владимирское княжение. Монголы предпочитали наделять им князей, которых находили особенно услужливыми. При удельном порядке великокняжеский титул давал своему носителю мало власти над братьями, однако обладал неким престижем и предоставлял также право собирать подати с города Владимира и окрестных земель, по каковой причине этого звания усердно добивались.
Сегодня можно долго спорить, кто из них прав в этой борьбе. Большинство историков считает, что тверские князья были в нравственном отношении выше московских. Юрий Московский, а затем и его брат Иван Данилович в борьбе за ярлык на великое княжение не брезговали никакими средствами. Так, именно по навету Юрия Даниловича Михаил Тверской был призван в Орду держать ответ перед ханом Узбеком, где после страшных мучений был казнен 22 ноября 1318 года в Маджарах (в 1879 году на этом месте построен мужской монастырь).
Основной целью всех стремлений и действий князя Михаила было благо Отечества, для которого он не щадил себя. Естественно, и он не забывал о сохранении собственных прав, но главным образом о том, чтобы свою силу и влияние употребить для общего блага, а не для возвышения собственного самолюбия.
Гибель Михаила потрясла его современников и на Руси, и в других странах. Михаил Тверской был канонизирован в 1549 году и возведен в ранг святых Русской Православной Церковью.
В 2002 году в Твери построен купольный храм, типичный для Руси 12-16 столетий, во имя Михаила Ярославича Тверского. В 2008 году на главной площади Твери был установлен памятник благоверному князю Михаилу Ярославичу Тверскому.
Всех князей в Твери от Ярослава Ярославича (1254) до присоединения ее к Московскому княжеству при Иване III Васильевиче (1486) было тринадцать. Последний князь рода Ярославова был Михаил Борисович.
Торопчане вправе гордиться тем, что от торопецкой княгини Феодосии пошел род Владимиро-Суздальских, Тверских, а далее и Московских князей…
По материалом книг: В. Колосов. «Прошлое и настоящее г. Твери» (Тверь. 1994), В. Борзаковский. «История Тверского княжества» (Тверь. 1994).
На снимке: памятник князю Михаилу Тверскому в центре Твери.

Поделиться:

Для того чтобы добавить комментарий, пожалуйста, авторизуйтесь

Возврат к списку